С какой целью в России в 1863 году провели финансовую реформу?

Финансовая реформа Александра 2 (1860-1864 годов) частично централизовала систему управления финансами и сумела найти дополнительные средства для проведения последующих реформ. При этом говорить об эффективности и высокой продуктивности реформы не приходится. В России по-прежнему сохранялась налоговая система, заложенная еще Петром 1. Менялись некоторые детали, но суть в целом оставалась прежней. Например, основная часть налоговых доходов бюджета поступала за счет Подушной подати, которую вводил еще Петр. Александр 2 отменил эту подать, но только для мещан, заменив ее налогом на недвижимость. Это приносило казне дополнительные деньги, но по-прежнему основная тяжесть налогового бремени ложилась на податные слои населения. Окончательно система подушной подати была ликвидирована в России только в 1882 году.

Историческое значение

Суть финансовой реформы

С 1864 по 1868 годы государственное казначейство ведало всеми доходами страны. Оно находилось в подчинении министерства финансов. Предварительно составлялись кассовые расписания и согласованные сметы, согласно которым различные ведомства получали деньги на свои расходы.

Реформа Татаринова предоставляла следующие возможности:

  • Государство контролировало собственные финансы.
  • Министерства не тратили средства свыше своих потребностей.
  • Специальные органы контролировали все расходы.
  • Государственная Дума получала отчет об операциях.

В 1865 году состоялось создание местных органов, занимавшихся государственным финансовым контролем. Их назвали контрольными палатами.

Финансовой реформой была затронута и торговля. Вместо винного откупа появились существующие и сейчас акцизные марки. В 1866 году прошло учреждение местных акцизных управлений, регулирующих продажу алкогольных и табачных изделий, а также занимающихся выдачей акциз.

Система налогообложения состояла из двух частей: окладных сборов (прямых налогов) и неокладных сборов (косвенных налогов). Также было инициировано создание соответствующих государственных органов.

Результативность финансовой реформы была положительной:

  • Финансовые министерства очистили от взяточников и казнокрадов.
  • Старые чиновники были уволены по указу императора.
  • На их место пришли новые образованные и неподкупные люди, что пошло на пользу реформе и привело к ее ускорению.

Денежные реформы классифицированы по признакам в зависимости от:

  • времени осуществления обменных операций;
  • порядка замены денежных знаков;
  • масштаба изменений денежной системы;
  • метода по осуществлению денежной реформы.

В зависимости от времени осуществления обменных операций:

  • однообразные, при которых обмен старых денег на новые происходит в течение 7-10 дней;
  • параллельные, при которых обе денежные единицы в течение определенного длительного периода находятся в обращении одновременно.

В зависимости от порядка замены денежных знаков:

  1. Конфискационного типа, предусматривающие проведение обмена старых денег на новые в пропорциях, дифференцированных в зависимости от количества предъявленных для обмена купюр. Такие реформы могут предусматривать: установление лимита на обмен банкнот, замораживание всех или части депозитов, прекращение валютообменных операций.
  2. Неконфискационного типа, предусматривающие осуществление обмена денег по единому соотношению для всех субъектов рынка вне зависимости от размера обмениваемой суммы и ее видов – наличных и безналичных.
  • полные;
  • частичные.

В качестве объектов такого изменения могут выступать: порядок эмиссии денежных единиц, название денежных единиц, масштаб цен, функции органов денежного регулирования.

При полной денежной реформе создается новая денежная система. Она проводится в одном из случаев:

  • при изменении форм денег;
  • при создании новых государств;
  • при создании наднациональных денежных систем.

Предпосылки финансовой реформы

В 1861 году в Российской империи провели крестьянскую реформу, после чего экономика страны начала развиваться бурными темпами. В то время России были остро необходимы крупные кредиты, чтобы проводить выкупные операции. Напомним, что раскрепощенным крестьянам предоставляли земельные наделы. Но в стране для этого отсутствовали необходимые золотовалютные запасы.

Читайте также:  Размеры возмещения командировочных расходов в 2024 году

Государство переживало финансовый кризис:

  • На развитие транспорта и промышленности не хватало средств.
  • Продолжался рост бюджетного дефицита. Россия покрывала его за счет займов и выпускала дополнительные казначейские билеты (деньги).
  • Национальная валюта была ослаблена, что вело к углублению экономического кризиса в государстве.

За год перед крестьянской реформой в России учредили Государственный банк, который должен был осуществить выкупную операцию. Для нормализации процесса планировалось использовать средства государственного займа. Крестьянам выдавали ссуды для своего выкупа у помещиков. Погасить ее они должны были за 49 лет. Такая финансовая политика государства привела к существенному росту внутреннего долга России.

Во избежание серьезных последствий крестьянской реформы для экономического развития страны правительство решило начать одновременное проведение финансовой реформы.

Процесс прохождения реформы

Планирование реформы берет свое начало в 1946 году. Но по причине голода, который охватил всю страну в послевоенный период, ее отложили. Мероприятия должны были начаться 16 декабря, а закончиться не позже, чем через две недели, 29 декабря.

Первым шагом к реформированию денежной системы было введение в действие деноминации. Вся суть реформы 1947 года заключалась в том, чтобы изменить стоимость денежных знаков.

Процентное соотношение деноминации составило 10:1, то есть 10 советских червонцев стали равны одному новому советскому рублю. При этом порядок цен, вся платежная система, и заработная плата после перерасчета не изменились, несмотря на то, что все цены снизились.

11 декабря в отделы МВД страны были направлены пакеты с указанием для руководителей сберегательных касс и иных финансовых структур вскрыть их не ранее 14 декабря. В пакетах была изложена вся суть денежной реформы 1947 года, к тому же в них находились сведения по правильному обмену материальных средств граждан. Все инструкции касались как наличных денег, так акций и вкладов.

Земская реформа (изменение местного самоуправления)

Для реорганизации системы местного самоуправления в 1864 году императором были подписаны «Земские положения». Они формировались на двух уровнях:

  1. Уездные земские собрания. Избирались раз в 3 года. Состояли преимущественно из дворян.
  2. Представители в губернские земские собрания избирались уездными органами.

Уездное население подразделялось на 3 курии (группы):

  • землевладельцы;
  • городские избиратели;
  • выборные от крестьян (сельских жителей).

В первую и вторую курии входили лица с годовым доходом свыше 6 тысяч рублей. Для крестьян были организованы многоступенчатые выборы.

В сферу обязанностей земских собраний входило:

  • установление направления деятельности земства;
  • в конце года – контроль деятельности земских управ.

Работа земских органов наиболее проявилась в создании новых больниц и школ. Но полноценными органами самоуправления земства так и не стали.

Итоги, плюсы и минусы

Разработанный комплекс мер предоставил возможность обустроить эффективную государственную систему управления финансами с открытой и прозрачной работой. Принимается решение внедрить жестких контроль за учетом расходов средств из бюджета с одновременным снижением уровня коррупции. Впервые чиновники несут прямую ответственность з каждый потраченный рубль. В результате наблюдается стремительное развитие экономических показателей по всей территории России.

Из недостатков выделяют отсутствие последовательности в утвержденных реформах. Поэтому можно говорить о малоэффективности. Это подтверждается действие устаревшей налоговой системой. Вскоре принимается решение отказаться от денежной реформы, что обусловлено отсутствием достаточных объемов серебра и золота.

Принятие решения в 1861 году внедрить крестьянскую реформу предоставила возможность освободить местное население от прямой зависимости с последующим созданием нового экономического этапа стремительного развития, остро нуждающегося в дополнительном государственном финансировании. Средства требовались на первоочередные выкупные операции – крестьянам необходимо заплатить за земельные наделы, выданные помещиками.

Ежедневно нехватка бюджета увеличивалась. Решение о выпуске дополнительных средств повлекло к ослаблению валюту и развитию кризиса.

В 1860 году принимается решение создать Государственный банк, главная задача которого заключается в проведении выкупных операций за счет внушительных займов. Крестьяне получили право на долгосрочные кредиты до 50 лет для беспрепятственного выкупа земельных наделов. Наблюдается замедленный процесс погашения долговых обязательств, что влечет стремительный рост внутреннего госдолга.

Читайте также:  Как отразить в учете расходы на приобретение программного продукта в автономном учреждении в 2024 году

Итоги и значение финансовых реформ

Предпринятые меры помогли сделать государственную финансовую систему более открытой и более эффективной. Велся строгий учет всех государственных средств, снизилась коррупция, деньги тратились на нужные и заранее обговоренные вещи, чиновники стали отвечать перед государством за каждый потраченный ими рубль. Благодаря новой системе государство смогло постепенно выбраться из кризиса и преодолеть негативные последствия раскрепощения крестьян и крестьянской реформы.

К сожалению, финансовые реформы были слишком непоследовательны, проводились урывками и им недоставало комплексности, поэтому они имели меньшую эффективность, чем могли бы. В частности, наряду с новой системой учета денег все еще действовала старая система налогообложения, которая сильно тормозила развитие. Кроме того, пришлось отказаться от проведения денежной реформы из-за недостатка запасов золота и серебра.

Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.

Значимой стала реорганизация системы военного образования. Были ликвидированы кадетские корпуса. Созданы были военные гимназии с улучшенной учебной программой. Их выпускники могли в дальнейшем продолжить обучение в различных учебных организациях.

В 1861 году в Российской империи провели крестьянскую реформу, после чего экономика страны начала развиваться бурными темпами. В то время России были остро необходимы крупные кредиты, чтобы проводить выкупные операции. Напомним, что раскрепощенным крестьянам предоставляли земельные наделы. Но в стране для этого отсутствовали необходимые золотовалютные запасы.

Была сделана попытка усовершенствовать налоговую систему. Для улучшения сбора косвенных налогов была проведена отмена откупной системы. С 1863 г. вместо нее вводилась акцизная система, что означало свободную продажу вина при условии выплаты акцизного сбора, который взимался специально созданными государственными акцизными учреждениями [6, с. 603].

Главным финансовым реформатором страны в правительстве выбрали государственного контролера Валериана Алексеевича Татаринова, который не только хотел преобразовать государственный финансовый аппарат, но и упорядочить его работу. Он посетил ведущие страны Европы, где знакомился с их методами финансового управления государством.

Значение финансовой реформы

В государстве была создана эффективная и прозрачная финансовая система со строгим учетом средств, которые не тратились на приобретение ненужных вещей. Государственные служащие отчитывались за потраченные деньги. Экономический кризис в России пошел на убыль. Это стало возможным благодаря снижению негативных последствий аграрной реформы 1861 года.

Позже финансовая реформа была отложена из-за непоследовательных действий некоторых высокопоставленных чиновников. Хотя использование средств строго контролировалось, Россия еще не была освобождена от подушного налогообложения, и не все услуги подлежали государственному контролю. Запланированная денежная реформа в стране не осуществилась из-за недостаточного количества серебра и золота, которые должны были заменить бумажные деньги.

Во время правления Александра 3-го Россия оставалась сельскохозяйственной страной. Население достигло 126 миллионов человек, из которых 103 миллиона проживали в европейской части страны. Структура населения выглядит следующим образом:

  • Крестьяне — 70%
  • Мещане (городское население) — 11%
  • Инородцы (нерусские) — 7 %
  • Казаки — 3%
  • Дворяне — 1,5%
  • Купечество — 0,5%

Страна пыталась построить агропромышленную систему. Для этого была проведена широкая сегрегация и специализация экономики.

Таблица: Специализация сельского хозяйства России при Александре 3
Регион Специализация
Избыточные мощности Табак
Центральная Азия Хлопок
Украина Зерновые, подсолнечник, свекла
Поволжье Животноводство, зерновые культуры
Балтийское море Картофель, мясо и молочные продукты, лен

В этот период Россия лидирует в мире по продажам зерна. Это, пожалуй, самый известный факт о российской экономике на данный момент, на котором сейчас все спекулируют. С одной стороны, это очень хорошо, что страна зарабатывает деньги, но, с другой стороны, это происходит за счет собственного народа. Именно такие объемы экспорта зерна привели к страшному голоду в России в 1891-1892 годах.

Финансовая реформа: Государственный банк

Как показывает история мирового капитализма, все буржуазные революции, начиная с Английской, ознаменовались созданием центральных банков, которые имели большее значение для дальнейшего развития страны победившей буржуазной революции, нежели парламенты и конституции. Как видим, Россия ничем не отличалась от других государств, вступивших на путь капитализма. И хотя Госбанк находился в ведении Министерства финансов, т.е., в отличие от современного Банка России, был правительственным органом, выполнял и задачи контроля за быстро растущей частной банковской деятельностью. Кроме того, он выдавал краткосрочные и среднесрочные кредиты, в том числе и соло-вексельные, поддерживал государственные Дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки, кредитовал государственное казначейство.

Читайте также:  Можно ли снять депортацию

Некоммерческие заботы Государственного банка

Государственному банку вменялось в обязанность кредитовать коммерческие предприятия и банки, которые стали быстро множиться. Кроме того, необходимо было завершать ликвидацию дореформенных банков, на что Госбанк вынужден был направлять собственную прибыль, вследствие бюджетных дефицитов и неспособности казначейства профинансировать эту операцию. С второй половины 1870-х годов на борьбу с биржевой спекуляцией и на поддержание курса рубля и русских ценных бумаг стали направляться государственные средства. Во дворе Государственного банка периодически проводилось торжественное публичное сжигание лишних кредитных билетов. С 1886 г. Госбанк занимался кредитованием Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков, хотя ипотечное кредитование было ему противопоказано. Чисто коммерческие интересы отступали перед задачами сословной политики государства, однако, в отличие от других либеральных реформ, финансовая политика не подверглась серьезной ревизии после гибели Александра II и воцарения консервативно настроенного императора Александра III.

Этапы реализации финансовой реформы

Финансовая реформа, проведенная Александром II с 1860 по 1864 год, имела несколько этапов и целью было установление более эффективной и прозрачной системы расходования государственного бюджета.

Подать на проведение данной реформы подтолкнули несколько предпосылок. Во-первых, государственная казна испытывала недостаток средств, что создавало множество проблем и затруднений в планировании расходов и удовлетворении потребностей государства. Кроме того, коррупция, которой на тот момент пропитана была система расходования бюджета, создавала неблагоприятную ситуацию. Также была необходимость стабилизации финансовой ситуации в стране, что способствовало развитию экономики и модернизации государства.

Реформа финансовой системы, описанная в кодификаторе Александра II, включала в себя ряд новшеств и изменений. Во-первых, было решено освободить почти все бюджетные недостаточности по расходованию государственных средств. Во-вторых, система государственного банка и кредитования также была отменена, чтобы создать более устойчивую и эффективную систему расходования средств. Также было принято решение вести более прозрачную политику в бюджетных вопросах и установить строгий контроль над расходами государственных средств.

Финансовая реформа была проведена в несколько этапов. На первом этапе в 1860 году был создан для регулирования расходования государственных средств специальный бюджетный комитет. Этот комитет состоял из 24 человек и подчинялся финансовому министру, который контролировал их деятельность.

На втором этапе реализации реформы в 1862 году был принят Указ Александра II, которым установивалось положение о государственном бюджете. В нем были установлены главные принципы расходования государственных средств, а также регулировались вопросы кадровой политики в сфере финансов. Были установлены строгие нормы на отчетность о расходовании бюджетных средств, а также о перераспределении доходов.

Третий этап реформы заключался в создании и введении новой системы расходования государственных средств. Она предусматривала разделение бюджета на различные разделы с указанием целевого назначения средств. Также были введены дополнительные инструменты контроля за расходованием бюджета, чтобы предотвратить коррупцию и неправомерное использование средств.

Тема реформы 1860-1870-х годов, в рамках которой проводилась финансовая реформа, являлась частью социальной и правовой модернизации государства. Целью данной реформы была стабилизация финансовой ситуации в стране и создание более эффективной системы расходования государственных средств. Финансовая модернизация, проведенная Александром II, имела важное значение для развития экономики и укрепления государственной власти.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...