Инвентаризация основных средств в 2024 году в бюджетных учреждениях

Срок введения новых правил инвентаризации, установленных ФСБУ 28/2023, – один из ключевых вопросов для предприятий. Новый стандарт начнет работать с 1 января 2023 года и затронет все компании, включая крупные корпорации и малые предприятия.

Применение ФСБУ 28/2023

ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» применяется с 1 апреля 2025 года, при этом организация может принять решение о применении нового стандарта до указанного срока.

Соответственно, с названной даты не действуют Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.07.1995 № 49. Положения иных нормативных правовых актов, связанные с вопросами инвентаризации, с 1 апреля 2025 года применяются в части, не противоречащей ФСБУ 28/2023 (например, п. 26–28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Поскольку организация вправе начать применять ФСБУ 28/2023 досрочно, то есть до 1 апреля 2025 года, при принятии решения о раскрытии данного факта в бухгалтерской отчетности организации необходимо учитывать существенность информации о нем с точки зрения пользователей бухгалтерской отчетности.

Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2024 год проводится по старым правилам, за исключением случая, когда организация решит начать применять ФСБУ 28/2023 досрочно.

Обязательное проведение инвентаризации

Проведение инвентаризации обязательно в случаях, установленных законодательством РФ, а также в случаях, прописанных в ФСБУ 28/2023 (см. таблицу 2).

Таблица 2

Случаи обязательного проведения инвентаризации, установленные ФСБУ 28/2023

Особенности обязательного проведения инвентаризации

При составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности

Экономический субъект вправе проводить инвентаризацию библиотечных фондов один раз в пять лет, иных основных средств – один раз в три года.

Инвентаризация осуществляется по состоянию на отчетную дату, за исключением активов, относящихся к основным средствам, нематериальным активам, капитальным вложениям, запасам, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях инвентаризация активов, относящихся к запасам, может проводиться в период их наименьших остатков

При передаче (возврате) активов экономического субъекта, имущественного комплекса (за исключением обычной деятельности экономического субъекта) в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при отчуждении активов экономического субъекта

Инвентаризация осуществляется непосредственно перед передачей (возвратом) в аренду, управление, безвозмездное пользование, перед отчуждением

При смене работника, на которого возложена материальная ответственность

При смене работника, на которого возложена материальная ответственность, руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов (при коллективной (бригадной) материальной ответственности) инвентаризация проводится по состоянию на день приемки-передачи дел.

По требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности) – непосредственно по факту предъявления требования

При смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности)

При установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов

Инвентаризация проводится непосредственно по установлению такого факта

В случае пожара, аварии, стихийного бедствия, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация

Инвентаризация осуществляется непосредственно по окончании соответствующего события (при наличии возможности проведения инвентаризации в данный срок)

При реорганизации организации, за исключением случаев реорганизации в форме преобразования

Инвентаризация проводится перед составлением передаточного акта или разделительного баланса

При ликвидации организации

Инвентаризация осуществляется перед составлением промежуточного ликвидационного баланса

Оценка результатов инвентаризации

Результаты инвентаризации подлежат отражению в бухгалтерском учете экономического субъекта на основании их квалификации, утвержденной руководителем экономического субъекта по представлению лица (лиц), на которое (которые) возложено проведение инвентаризации.

В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона № 402‑ФЗ результаты инвентаризации подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. В частности, при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • результаты инвентаризации относящихся к запасам активов, проведенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период наименьших остатков таких активов, регистрируются в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором была закончена инвентаризация, но не позднее последнего календарного дня отчетного года;

  • результаты инвентаризации активов, проведенной не ранее 1 октября отчетного года, допускается регистрировать в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором была закончена инвентаризация, но не позднее последнего календарного дня отчетного года;

  • результаты инвентаризации иных объектов инвентаризации регистрируются в бухгалтерском учете последним календарным днем отчетного года.

Читайте также:  Нужно ли ставить печать на ТТН

Результаты инвентаризации подлежат принятию к бухгалтерскому учету в следующей оценке, определяемой на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация:

  • активы, оказавшиеся в излишке, – по их справедливой стоимости, либо по их балансовой стоимости, либо по балансовой стоимости аналогичных активов;

  • недостача активов – по балансовой стоимости активов;

  • расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств, за исключением оценочных обязательств, – в суммах, вытекающих из документов, подтверждающих эти задолженность, обязательства и признаваемых правильными экономическим субъектом;

  • расхождения в суммах оценочных обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств – в суммах, подтвержденных соответствующими расчетами.

Документальное оформление инвентаризации по новым правилам

С введением нового стандарта ФСБУ 28/2023 требования к документации при проведении инвентаризации были усилены и детализированы.

Одно из ключевых изменений – необходимость составления плана инвентаризации. План должен содержать информацию о целях и задачах инвентаризации, перечне объектов, подлежащих учету, а также порядке и сроках проведения процедуры. Это позволяет обеспечить структурированный подход к выполнению инвентаризационных работ.

Следующим важным аспектом является формирование акта инвентаризации. В новых правилах акт должен содержать детальную информацию о каждом объекте учета:

  • наименование;
  • характеристики;
  • состояние и прочие данные.

Согласно п. 3 ст. 11 Закону о бухучете экономический субъект самостоятельно определяет случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Особенности проведения инвентаризации в конкретной организации, как правило, раскрывают в составе учетной политики.

Случаи обязательного проведения инвентаризации изложены в разделе III ФСБУ 28/2023, а именно:

  • при составлении годовой бухгалтерской (финансовую) отчетности;
  • передаче (возврате) активов (кроме обычной деятельности) в аренду, управление, безвозмездное пользование или их отчуждении;
  • при смене материально ответственного работника;
  • в случае коллективной (бригадной) ответственности;
  • при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов;
  • в случае пожара, аварии, стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации;
  • при реорганизации и ликвидации организации.

Однако в любом случае для проведения инвентаризации руководитель издает приказ и в нем указывает состав инвентаризационной комиссии.

Обратите внимание! Согласно п. 22 ФСБУ 28/2023 инвентаризационную комиссию можно не создавать, если:

  • работниками организации являются только руководитель и главный бухгалтер, или только руководитель;
  • организация заключила договор на оказание услуг по проведению инвентаризации с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором;
  • инвентаризация проводится ревизионной комиссией, создание которой предусмотрено уставными документами.

Случаи и сроки инвентаризации

Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации. Но каким бы актом законодательства не предусматривалось такая обязанность, инвентаризация должна проводиться по правилам ФСБУ 28/2023. Для целей бухгалтерского учета инвентаризация обязательна:

  • при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (экономический субъект вправе проводить инвентаризацию библиотечных фондов один раз в пять лет, иных основных средств – один раз в три года);
  • при передаче (возврате) активов экономического субъекта, имущественного комплекса (за исключением обычной деятельности экономического субъекта) в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при отчуждении активов экономического субъекта;
  • при смене работника, на которого возложена материальная ответственность;
  • при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности);
  • при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов;
  • в случае пожара, аварии, стихийного бедствия, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация;
  • при реорганизации организации, за исключением случаев реорганизации в форме преобразования;
  • при ликвидации организации.

Организационные аспекты инвентаризации:

Организационные аспекты инвентаризации основных средств включают в себя ряд важных процессов и шагов, которые должны быть выполнены для успешной и точной инвентаризации.

Во-первых, необходимо провести предварительную подготовку, которая включает в себя составление плана инвентаризации, определение ответственных лиц, распределение задач и установление сроков выполнения работ.

Во-вторых, проведение самой инвентаризации включает в себя физический подсчет и проверку наличия основных средств. Для этого может использоваться специальное оборудование, такое как считыватели штрих-кодов и баркоды.

Третий шаг — обработка и анализ результатов инвентаризации. Полученные данные сравниваются с ранее имеющимися записями об основных средствах, выявляются расхождения и причины возникновения расхождений.

Четвертый этап — составление отчета по инвентаризации, который должен содержать информацию о результатах инвентаризации, выявленных расхождениях, рекомендации по их устранению и меры по предотвращению возникновения подобных ситуаций в будущем.

Наконец, пятым шагом является утверждение отчета по инвентаризации руководителем организации и принятие соответствующих мер по исправлению выявленных расхождений и внесению изменений в учет основных средств.

Читайте также:  Как исчисляется налог на имущество физических лиц по объектам незавершенного строительства?

Организационные аспекты инвентаризации являются неотъемлемой частью процесса учета и контроля основных средств бюджетной организации. Исполнение данных аспектов позволяет обеспечить точность и достоверность учета, а также предотвращение возможных финансовых искусственных ситуаций.

Шаги организационных аспектов инвентаризации
Предварительная подготовка
Проведение инвентаризации
Обработка и анализ результатов
Составление отчета по инвентаризации
Утверждение отчета и принятие мер

Проведение инвентаризации в бюджетном учреждении в 2021 году

ФСБУ «Обесценение активов» выявление признаков обесценения актива осуществляется субъектом учета в рамках инвентаризации активов и обязательств, проводимой им в целях обеспечения достоверности данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следовательно, перед началом инвентаризации потребуется:

  • Приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.1995 (в редакции от 08.11.2021) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Приказ Минфина России № 34н от 29.07.1998 (в редакции от 11.04.2021) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
  • ПБУ 4/99;
  • федеральный закон “О бухгалтерском учете” № 402-ФЗ от 06.12.2021

Изменения в инвентаризации в декабре 2021 в бюджетных учреждениях

Теперь для упрощения бухучета основных средств можно объединять единицы ОС в группы. Чтобы воспользоваться данным методом, подробно пропишите в учетной политике организации, когда и как будете объединять основные средства. В части методов начисления амортизации в году учетная политика организации формируется по-новому. На выбор доступно три метода: линейный, пропорционально объему произведенной продукции и метод уменьшаемого остатка. В конце года необходимо провести инвентаризацию и определить, какой метод начисления амортизации подходит вашей компании.

Вечерний ннлайн курс для бухгалтеров бюджетных учреждений. Проводит Инга Владимировна Мальцева. За четыре дня она расскажет о том, что изменилось в бюджетном учете в 1 квартале года, федеральных стандартах, свежих приказах Минфина.

Переработка правил инвентаризации в 2024 году

В 2024 году в бюджетных учреждениях произошли значительные изменения в правилах инвентаризации. Целью этих изменений стало совершенствование и улучшение процедуры инвентаризации для более эффективного управления имуществом и обеспечения прозрачности бюджетных процессов.

Первое важное изменение касается частоты проведения инвентаризации. Согласно новым правилам, инвентаризация будет проводиться каждый год, в отличие от предыдущей практики проведения одного раза в два года. Такая периодичность позволит более актуально контролировать и учет имущества и предотвращать возможные потери и утечки.

Второе изменение связано с расширением круга субъектов, подлежащих инвентаризации. Помимо основного имущества, в новых правилах учтены также нематериальные активы и оборудование. Это позволит более полно и объективно оценить стоимость всего имущества учреждения и избежать возможных упущений при ее учете.

Третье изменение связано с использованием современных информационных технологий в процессе инвентаризации. Были внедрены новые программные решения, которые позволят автоматизировать процесс учета и контроля имущества. Теперь сотрудники бюджетных учреждений смогут максимально упростить и ускорить процедуру инвентаризации, а также точнее определить статус каждого актива.

В связи с внесенными изменениями, каждое бюджетное учреждение должно привести свою систему учета в соответствие с новыми правилами инвентаризации до конца 2024 года. Данные изменения способствуют более эффективному и прозрачному управлению имуществом бюджетных учреждений, что, в конечном итоге, будет способствовать оптимизации бюджетных расходов и повышению качества предоставляемых государством услуг.

Уже в этом году изменится процесс оценки активов

В рамках инвентаризации 2024 года в нашем бюджетном учреждении произойдут значительные изменения в процессе оценки активов. Новые правила, введенные постановлением правительства, будут способствовать более точному определению стоимости наших активов.

Одним из основных изменений является необходимость проведения независимой оценки активов. Теперь мы будем привлекать специализированные организации, которые имеют лицензию на проведение таких работ. Это позволит нам исключить субъективное мнение сотрудников и получить объективную оценку рыночной стоимости активов.

Также стоит отметить, что новые правила предусматривают проведение регулярной оценки активов, а не только в случае инвентаризации. Теперь каждый год мы будем проводить проверку и оценку наших активов, чтобы иметь актуальную информацию о их стоимости.

Для более наглядного представления данных оценки активов будут систематизированы и представлены в виде таблицы. В ней будут указаны все активы бюджетного учреждения, их текущая стоимость, а также изменения, произошедшие с момента предыдущей оценки. Это позволит нам лучше контролировать изменения стоимости активов и принимать обоснованные решения по их использованию.

Наименование актива Текущая стоимость Изменение стоимости по сравнению с предыдущей оценкой
Здание 10 000 000 руб. +500 000 руб.
Оборудование 5 000 000 руб. -200 000 руб.
Транспортные средства 2 000 000 руб. +100 000 руб.

Благодаря новым правилам оценки активов мы сможем более точно определить стоимость имущества нашего бюджетного учреждения. Это позволит нам принимать обоснованные решения по бюджетированию и использованию активов, а также предотвратить возможные финансовые риски связанные с недооценкой или переоценкой активов.

Читайте также:  Воинский учёт в организации: виды, особенности, ведение, ответственность

Основные сферы воздействия новых правил инвентаризации

Введение новых правил инвентаризации в бюджетных учреждениях с 2024 года повлияет на несколько основных сфер деятельности. Ниже приведены основные сферы воздействия новых правил инвентаризации:

  1. Учет и контроль материальных ценностей: новые правила позволят улучшить учет и контроль материальных ценностей в бюджетных учреждениях. Благодаря использованию современных технологий и программного обеспечения, будет обеспечено более точное и надежное ведение учета материальных активов.
  2. Оптимизация бюджетных процессов: новые правила инвентаризации позволят оптимизировать бюджетные процессы в бюджетных учреждениях. Благодаря автоматизации и стандартизации процессов инвентаризации, сократятся временные и финансовые затраты на выполнение данной процедуры.
  3. Повышение прозрачности и отчетности: новые правила инвентаризации обеспечат повышение прозрачности и отчетности в бюджетных учреждениях. Будет обеспечен более четкий и подробный учет материальных активов, что позволит более точно и надежно отобразить финансовое состояние учреждения.
  4. Улучшение контроля над учетными данными: новые правила инвентаризации позволят улучшить контроль над учетными данными в бюджетных учреждениях. Будет обеспечено точное соответствие учетных данных фактическому наличию материальных активов, что позволит более эффективно контролировать их использование и распределение.

Таким образом, введение новых правил инвентаризации в бюджетных учреждениях с 2024 года приведет к значительным изменениям в учете и контроле материальных ценностей, оптимизации бюджетных процессов, повышению прозрачности и отчетности, а также улучшению контроля над учетными данными.

Оформление документов по инвентаризации объектов ОС

Унифицированные формы документов по оформлению инвентаризации утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

В целях инвентаризации объектов основных средств применяется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись).

В инвентаризационной описи отражается следующая информация:

Графа

Информация, отражаемая в инвентаризационной описи по объектам основных средств

1

Порядковый номер

2

Наименование объекта

3

Для инвентарных объектов бухгалтерского учета – инвентарный номер, для иных – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект (серия, партия, заводской номер или иная информация)

4

Единица измерения

5

Оценочная стоимость, которая определяется в отношении объекта:

– предназначенного для реализации;
– при выявлении признаков его возможного обесценения;
– не учтенного на счетах бухгалтерского учета

6

Фактическое наличие (состояние) количества объектов

7

Сумма материальных ценностей, предназначенных для реализации (определяется путем умножения показателя графы 5 на показатель графы 6)

8

Информация о состоянии объекта на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот (например, для объектов основных средств: «эксплуатация», «требует ремонта», «находится на консервации», «не соответствует требованиям эксплуатации», «не введен в эксплуатацию»)*

9

Информация о возможных способах вовлечения объектов в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо – при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта (например, для объектов основных средств: «введение в эксплуатацию», «ремонт», «консервация объекта», «дооснащение (дооборудование)», «списание», «утилизация»)

10*

Номер (код) счета бухгалтерского учета

11*

Количество объектов по данным бухгалтерского учета

12*

Балансовая стоимость объекта

13

Количество объектов, по которым выявлена недостача по данным бухгалтерского учета

14

Сумма (определяется путем умножения показателя графы 13 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11)

15

Количество объектов, превышающих данные бухгалтерского учета

16

Сумма (определяется путем умножения показателя графы 15 на показатель графы 5)

17

Количество объектов, в отношении которых инвентаризационной комиссией установлено их несоответствие условиям признания их активами

18

Сумма (определяется путем умножения показателя графы 17 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11)

19

Информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах (об объектах учета, в отношении которых выявлена недостача, о причинах (основаниях) изменения статуса и (или) целевой функции объекта учета с предыдущей инвентаризации и др.)

Фактическое наличие денег в кассе организации определяют путем обязательного подсчета всех имеющихся в кассе банкнот и монет. При подсчете фактического наличия денежных знаков в кассе принимаются к учету все имеющиеся в ней наличные деньги, в том числе и в иностранной валюте.

Подсчет денег осуществляется в обязательном присутствии всех членов инвентаризационной комиссии и кассира. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения данных о фактических остатках денежных средств в кассе, а также правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...